СГЯ
Стихия ДВ
ЕСИМО | Стихия ДВ | Охотское море | СГЯ






 О бледенение судов.

  За случай обледенения судов принималось явле­ние, отмеченное в одном из районов судами (или одним судном), независимо от его продолжитель­ности. Опасным считалось медленное обледенение с интенсивностью нарастания льда до 2 т/ч, стихий­ным (особо опасным) — быстрое и очень быстрое об­леденение с интенсивностью нарастания льда 2 т/ч и более.
  Выборка случаев обледенения судов проводи­лась за период с 1966 по 1988 г. по материалам При­морского, Сахалинского, Колымского и Петропавловск-Камчатского Гидрометцентров.
  Сведения о более ранних наблюдениях (1952— 1974 гг.) взяты из материалов предшествующих обобщений, выполненных в 1974 г. в ДВНИГМИ А. М. Поляковой.
  Следует иметь в виду, что представленные мате­риалы не могут считаться однородными, так как они получены от самых разнообразных по тактико-техническим данным судов. Кроме того, они не яв­ляются достаточно полными в силу специфики ра­боты флота в холодный период, а также вследствие ряда мер, принятых для обеспечения безопасности мореплавания.
  При наличии обледенения фиксировался ком­плекс основных гидрометеорологических парамет­ров (температура воды и воздуха, волнение, ско­рость и направление ветра, причина обледенения), который также включался в проводимый анализ.
  В результате проведенного критического контро­ля определенная часть информации, не отвечающая по качеству и полноте необходимым требованиям, была исключена из последующего рассмотрения.
  Всего по Охотскому морю было проанализирова­но 1722 случая обледенения, из них 106 случаев СГЯ — быстрое и очень быстрое обледенение.
  Главными элементами, определяющими обледе­нение судов, являются температура воздуха и воды, скорость и направление ветра, высота волн.
  Анализ фактических данных показал, что наи­более благоприятные условия обледенения возника­ют в тыловой части циклонов при перемещении последних над акваторией моря (более 50 % случа­ев). Доминирующим фактором, определяющим опасное обледенение, является адвекция холодного воздуха в тыловой части циклона при достаточно сильных ветрах, преимущественно северного и се­веро-западного направлений. Зона обледенения обычно находится на некотором удалении от холод­ного фронта. Это можно объяснить тем, что непо­средственно за фронтальным разделом температура воздуха еще не достигает тех низких значений, ко­торые требуются для обледенения. К тому же в зоне фронта вследствие изменения направления и ско­рости ветровых потоков происходит ослабление волнения. При подобном типе процессов велика ве­роятность возникновения СГЯ.
  Следующими по частоте повторяемости являют­ся случаи обледенения в зонах теплых фронтов или соответствующих фронтов окклюзии, когда пред­шествующие процессы уже обеспечили над аквато­рией моря низкие температуры воздуха (около 30 % случаев), и в передней части мощного антициклона, вдоль которого осуществляется адвекция холодного арктического воздуха (около 20 % случаев).
  Основной причиной обледенения судов является их забрызгивание и заливание водой, нередко в со­четании с осадками (более 95 % случаев). Оседание тумана на переохлажденной поверхности судна, за­мерзание выпадающих осадков приводят к обледе­нению судов не часто.
  Стихийное гидрометеорологическое явление на­блюдается только от забрызгивания и заливания водой, возможно в сочетании с другими причинами.
  Общей особенностью в распределении обледене­ния является уменьшение числа случаев при темпе­ратурах воздуха ниже -16 °С, что, по-видимому, связано с интенсивным ледообразованием, происхо­дящим при низких температурах, которое в свою очередь препятствует возникновению волнения, т. е. устраняется основная причина обледенения — забрызгивание.
  Кроме этого, следует отметить, что за весь рас­сматриваемый период условия для очень быстрого обледенения (свыше 6 т/ч) на Охотском море возни­кали очень редко, и вероятность очень быстрого об­леденения практически равна нулю.
  Интересно и то, что зависимость обледенения от высоты волн довольно проста и практически не меня­ется по рассматриваемым акваториям (Таблица 1).
  Максимум повторяемости обледенения лежит в интервале высот волн 3—4 м. Максимум СГЯ, как следует и из общих представлений, несколько сдви­нут и находится в интервале высот волн 5—6 м. Тем не менее однозначно выделить преобладающую вы­соту волн, наиболее способствующую обледенению, затруднительно. Очевидно, что обледенение в зна­чительной степени определяется не только высотой волн, но и курсом судна относительно направления волнения. При этом известно, что суда при высокой волне стараются держаться курсом, параллельным лучу волны, и, следовательно, испытывают мень­шее обледенение под влиянием заплеска волн.
  Обледенение в Охотском море отмечается с ок­тября по апрель. Продолжительность периода воз­можного обледенения колеблется от 7 мес в север­ной части моря до 5 мес в южной. Максимальная по­вторяемость этого явления приходится на декабрь— январь, минимальная — на октябрь (Таблица 2).
  Экстремально раннее обледенение наблюдалось в середине октября 1984 г., позднее — в конце апре­ля 1980 г. Максимальное количество случаев обле­денения (273 случая, или 15,9 %) зафиксировано в зиму 1980-81 г., минимальное (37 случаев, или 2,1 %) — в зиму 1974-75 г. Максимум СГЯ отмечал­ся в зиму 1967-68 г. (12 случаев, или 11,4 % всех на­блюденных СГЯ). Что касается повторяемости СГЯ, то максимум отмечается в декабре.
  Особенности гидрометеорологического режима моря обусловили и соответствующее распределение повторяемостей обледенения (рисунок Границы максимального распространения обледенения (1), быстрого обледенения (2), 100%-ной вероятности встречи со льдом (3)). Районы единичных случаев обледенения отмечены звездочкой. По месяцам: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель). Обледенение наблюдается на всей площади моря, свободной ото льда. На севере период возможного обледенения на 1,0—1,5 мес обычно дольше, чем на юге. В про­странственном распределении границ обледенения, особенно СГЯ (быстрого обледенения) выделяется юго-восточная часть моря, так называемая зона „восточного канала", где СГЯ практически не на­блюдается. Максимальная продолжительность пе­риодов обледенения наиболее вероятна в декабре— январе и может достигать 13—15 сут.
  Продолжительность СГЯ несколько меньше и колеблется в пределах от 6 ч до 6 сут. В среднем про­должительность СГЯ около суток.
  Анализ фактических случаев показал (Таблица 3), что обледенение судов преимущественно про­исходит при температуре воздуха от -3 до -16 °С и при температуре воды ниже 3 °С. Зарегистрированы обледенения и при температуре воды выше 3 °С (13 %), а также при температуре воздуха выше -3 °С. Однако в первом случае обледенение, как правило, наступало при низких температурах воз­духа, а во втором — при температурах воды, близ­ких к замерзанию.
  Наиболее вероятно СГЯ при северо-западных ветрах скоростью свыше 15 м/с. При южных, юго-восточных и восточных ветрах оно вообще не отме­чается.
  Максимальная вероятность обледенения суще­ствует при северо-западных ветрах (более 50 %), минимальная — при восточных, юго-восточных и южных ветрах.
  Обледенение преимущественно наблюдается при скоростях ветра от 6 до 20 м/с (около 85 %). С уве­личением скорости ветра до 16 м/с и выше число случаев обледенения уменьшается. Это, по-видимо­му, связано с уменьшением числа наблюдений, так как при таком ветре суда уходят в укрытие. В то же время при высоких значениях скоростей ветра зна­чительно (в 2 раза) возрастает относительный вклад быстрого обледенения (СГЯ) в суммарную повторяемость (Таблица 4), (Таблица 5).


 Х арактеристика условий обледенения судов.

  В период с ноября по апрель, а в северной части моря по май включительно наблюдаются гидроме­теорологические условия, способствующие обледе­нению судов, находящихся в Охотском море. Здесь обледенение отмечается значительно чаще, чем на дру­гих дальневосточных морях, достигает опасных града­ций с обширным распространением по акватории.
  Типичными условиями для обледенения судов являются: температура воздуха ниже -4 °С, темпе­ратура воды ниже 3 oС, скорость ветра более 10 м/с. Увеличивает опасность обледенения наличие паре­ния моря, тумана, атмосферных осадков. Обледене­ние возникает даже при слабых ветрах, иногда и в безветренную погоду. Велика вероятность обледене­ния при нахождении судна в прибрежной зоне и у ледяной кромки, когда ветер направлен со стороны охлажденной поверхности суши или льда.
  В ноябре обледенению могут подвергаться суда, находящиеся практически в любом районе Охотско­го моря, кроме южной, прилегающей к Большой Курильской гряде акватории, где температуры воз­духа положительны. Опасных значений обледене­ние в ноябре достигает только в северо-восточной части моря с вероятностью 5—10 %, а над осталь­ной акваторией отмечается медленное обледенение. Следует учитывать, что медленное обледенение, на­блюдающееся при атмосферных осадках, тумане, мороси (пресноводное обледенение), может привес­ти к образованию пресного льда, который обладает большой прочностью и силой сцепления.
  Наиболее опасным для судов, находящихся в от­крытом море, является период с декабря по фев­раль. В декабре почти вся акватория Охотского моря еще свободна ото льда, за исключением север­ной и западной кромки моря. Над открытой частью моря велика повторяемость штормовой погоды при низких отрицательных температурах воздуха. Ве­роятность очень быстрого обледенения в декабре со­ставляет 15—20 % в центральной части моря. Ниже 50° с. ш. очень быстрое обледенение судов вероятно только в западной части моря у берегов о. Сахалин. Наибольшая интенсивность обледенения отмечает­ся в январе — вероятность очень сильного обледене­ния достигает 20—25 % в открытой части моря и 5—10 % с приближением к береговой черте и ледя­ной кромке. Площадь свободной ото льда поверх­ности моря по сравнению с предыдущим месяцем значительно сокращается. В феврале происходит дальнейшее увеличение площади ледяного покрова. Свободной ото льда остается южная, а также восточ­ная часть моря ниже 57° с. ш., прилегающая к п-ову Камчатка. Область очень быстрого обледенения с вероятностью 15—20 % располагается выше 50° с. ш. , На юге моря интенсивность обледенения уменьшается, хотя и здесь может наблюдаться очень бы­строе обледенение с вероятностью 5 —10 %, но в большинстве случаев суда испытывают быстрое об­леденение. Последнее представляет серьезную угро­зу безопасности крупных судов водоизмещением до 800—1000 т и является стихийным явлением пого­ды для судов меньшего водоизмещения.
  В марте очень быстрое обледенение возможно только у кромки льда около 55° с. ш. в ограничен­ном районе плавания. В апреле над открытой час­тью моря суда могут испытывать медленное обледе­нение, вероятность которого изменяется от 5—10 % в заливах Терпения и Анива у берегов о. Сахалин до 20—25 % в открытой части моря; в районе Куриль­ских островов обледенение не отмечается.
  Наиболее велика угроза обледенения в тыловой части хорошо развитых циклонов при адвекции хо­лодного воздуха, которая сопровождается сильны­ми ветрами преимущественно северо-западного на­правления. Зона обледенения в тылу циклонов рас­полагается на некотором удалении от холодного фронта, где температура воздуха понижается до значений, благоприятствующих обледенению, а волнение достигает максимального развития.
  В случае окклюдированных циклонов при ско­рости ветра более 10—12 м/с и температуре воды от 2 до 5 °С обледенение может начаться и вблизи цик­лона.
  Реже обледенение связано с передней частью циклона. Здесь важную роль играет предфронтальное усиление ветра (перед теплым фронтом или фронтом окклюзии по типу теплого). Может наблю­даться обледенение при адвекции очень холодного континентального воздуха в передней части гребня сибирского антициклона. При одних и тех же гид­рометеорологических условиях наиболее интенсив­ное обледенение будет при следовании судна против ветра под углом к нему 15—45°.


вверх